Выбираем лучший игровой процессор
Правильный выбор является важнейшим критерием для получения желаемого результата.
Что нужно для того, что бы наш выбор был правильным?
Процессор неотъемлемая часть системы и одна из основных составляющих мощности компьютера используемой для обработки игр.
Как уже выше упоминалось, процессор это неотъемлемая часть системы и должен подбираться в соответствии с общими показателями. С этим связана и экономическая составляющая. Более дорогой и мощный процессор - лучше? Несомненно. Но какой смысл в мощном процессоре, если он будет стоять в системе со слабыми видеокартой, оперативной памятью и так далее. По сути это просто трата денег. Свою задачу по обработке информации такой процессор сделает быстро, но она будет тормозиться остальными медленными компонентами. Основные критерии для выбора будут следующие: архитектура, количество ядер и частота.
Тактовая частота и количество ядер
Тактовая частота, это, по сути, количество математических операций производимых за единицу времени. Этот параметр является основным, при одинаковом типе процессоров большая частота означает большую мощность и более быструю работу.
Но не все так просто. А если у процессорной единицы не одно, а несколько ядер. Тут все становится гораздо сложнее. Многие игры поддерживают работу с несколькими ядрами, чем больше ядер умеет использовать игра, тем быстрее будет ее работа. И это не считая того, что помимо игры в системе работает большое количество служб, вы можете использовать браузер, программу для общения, или вообще делать запись игры. Нагрузка возрастает и большее количество ядер позволяет распределять нагрузку между ними, обрабатывая разные данные одновременно. Следовательно за одно и тоже время будет больше расчетов и быстрой и плавной игре не повредят параллельно запущенные программы и службы.
Ядра используют ресурсы процессора и других узлов одновременно, да и программы не дают 100% оптимизации в загрузке, поэтому двухядерный процессор не работает в 2 раза быстрее одноядерного, а четырехядерный в 4 раза. Прирост составляет от 50-60% до 20-30% при условии, что игра умеет работать с несколькими ядрами, в противном случае прирост будет еще меньше.
Отсюда так же верен вывод, что для некоторых игр двухядерный процессор с большей тактовой частотой будет лучше, чем четырехядерный с меньшей частотой. Так же верно и обратное - для некоторых игр, чем современнее игра тем это важнее, и при использовании большого количества других программ или записи игры четырех и более ядерный процессор будет давать большую скорость.
Конечно, характеристики процессора только этими параметрами не ограничиваются.
Кэш память процессора
Это отдельная память процессора, где хранятся данные текущих вычислений и куда они подгружаются по мере надобности из оперативной памяти. Достаточно важный параметр. Некоторые линейки процессоров имеют уменьшенный кэш, в угоду стоимости, это отражается на скорости их работы. Передача данных из кэша идет на огромной скорости, но как только все данные в нем обработаны, происходит подгрузка новых из оперативной памяти, скорость этой операции гораздо ниже. Поэтому для многоядерных процессоров пожирающих данные очень быстро, важно иметь большой кэш, что бы минимизировать время подгрузки и не простаивать.
Hyper-Threading (SMT-технология)
Интересная технология фирмы Intel, грубо говоря, физические ядра делятся еще на два логических. Иногда в работе часть ресурсов процессора простаивает и тогда процессор, обладающий этой технологией делит задачу на две части и выполняет каждую из них своей частью ресурсов. Как и в случае с несколькими ядрами части операции выполняются параллельно, следовательно, конечная операция выполняется быстрее. Правильнее называть эту операцию - выполнение в несколько потоков. Заменить полноценные ядра эта технология конечно не может, но более полное использование всех ресурсов процессора дает выигрыш в скорости выполнения задачи.
TurboBoost (Intel) или TurboCore (AMD)
А это как раз то о чем мы говорили выше. О превосходстве иногда меньших ядер с более высокой частотой над большими ядрами с более низкой. Когда нагрузка на ядра неравномерна, обычно это бывает, если игра не умеет использовать все ядра. Некоторые ядра при этом загружены сильно, а некоторые мало. Эта технология уменьшает частоту незагруженных ядер и повышает у более загруженных. При этом общая мощность процессора остается прежней, что не несет за собой повышенной нагрузки, как при разгоне.
Производители процессоров
Процессоры производят разные компании, но в нашем сегменте Персональных компьютеров основными производителями являются двое Intel и AMD.
Между ними идет конкурентная борьба, каждый занимает свою нишу и иногда происходят противостояния за сходные. В общем и целом можно сказать, что на сегодняшний день более предпочтительными для игр, но и более дорогими являются процессоры на архитектуре фирмы Intel.
Обе фирмы имеют несколько линеек процессоров, от более медленных с меньшим количеством ядер, до самых быстрых. В самих линейках процессоры различаются частотой и наличием разных технологий.
Топовые и специфические модели процессоров
Не все процессоры персональных компьютеров предназначены для игр. Даже самые современные игры не умеют использовать более 4 ядер и покупка процессора с большим количеством является экономически не выгодной. Или например линейка многоядерных процессоров с недорогой стоимостью от AMD 6 и больше ядер - по сути мало что дают непосредственно играм. Ядер с избытком, но более слабая архитектура и более низкая частота делает их менее пригодными для игр чем отличные и быстрые 4 ядерные от Intel. Так же монстры I7 от Intel стоят очень дорого, а их производительность рассчитана на более сложные расчеты и по большей части будет невостребована в играх.