Учимся фотографировать. Часть 1.

19.02.2011
Последнее время много народу начинает увлекаться фотографиями, понапокупают себе зеркалок, объективов и прочих аксессуаров для них и ходят по улице выискивают ценные кадры. Вот и я не по собственной воле (подарили на д.р. зеркалку) стал одним из таких фотографов любителей, ибо просто поставить на полку гаджет ценою почти 1000$ совесть не позволяет =). И сегодня я проведу краткий обзор зеркального фотоаппарата Sony а500, да и вообще поговорим о том - чем же зеркалки отличаются.
И не стоит воспринимать словосочетание в заголовке "Учимся фотографировать", как будто ниже будет учебник, это Я учусь фотографировать =)

Во первых хочу сказать что этот небольшой обзор будет не интересен тем, кто разбирается в фотосъемке и мелких её хитростях. Здесь я попытаюсь описать не столько сам DSLR, сколько некоторые термины и основные настройки с которыми я познакомился, ведь раньше все мои редкие фотографии на обычных мыльницах осуществлялись в автоматическом режиме. И купив фотоаппарат с более чем 20 кнопочками на нём - я смотрел на него как баран на новые ворота :D, но теперь всё стало более понятным и не таким сложным, каким казалось на первый взгляд. И стоит учитывать то, что то что сейчас будет описано ниже - возможно будет в какой то мере ошибочным.

DSLR


Для начала начнём с таких четырёх букв, как DSLR, они расшифровываются не иначе как Digital single-lens reflex camera, т.е. в переводе на великий и могучий - Цифровой однообъективный зеркальный фотоаппарат. По сути это есть правильное название зеркалок и увидев на каробке с фотоаппаратом эту аббревиатуру можете быть уверены что внутри "зеркалка". И конечно же все DSLR имеют довольно таки внушительные размеры и их не потаскаешь с собой везде (нужна отдельная сумочка),поэтому многие главным внешним отличием обычной цифровой мыльницы от DSLR считают как раз таки размеры, но стоит заметить что есть так называемые псевдозеркальные цифровые фотоаппараты очень похожие на зеркалки, стоит думать что появление таких фотоаппаратов чисто маркетинговый ход (Почитать о них можно здесь).

А теперь о отличиях зеркалки о обычной цифровой мыльницы.
Во первых это видоискатель, для тех кто не знает что это такое - это такое маленькое отверстие сверху фотоаппарата, в которое мы смотрим и прицеливаемся =) И дело не в том, что у DSLR есть видоискатель, а у DSC (digital still camera — цифровой фотоаппарат) его нет, он может быть и там и там. А теперь поподробнее - в видоискатель DSLR свет попадает напрямую из объектива (а так как видоискатель и объектив находятся на разных уровнях, то тут нам на помощь и приходит зеркало, которое отражает свет) - т.е. в нём видно всё в реальном времени, без задержек и в хорошем разрешении, причём видно именно ту часть, которая поподёт на снимок (а иногда даже немного больше) и как следствие пялиться в видоискатель мы можем и при выключенном фотоаппарате, разве что если совсем вытащить батарею, то изображение в видоискателе будет тусклым, так как не будет подсветки.
Второй тип - сквозной, и тут название говорит само за себя. Свет в него попадает не через объектив, а через прямоугольное отверстие над объективом, т.е. мы смотрим насквозь фотоаппарата. Минус такого видоискателя очевиден - в него мы видим одну картинку, а на снимке получается немного другая, такой эффект называется - паралакс. И наконец третий тип - цифровой(или электронный) он как раз таки используется в "псевдозеркалках" и прочих подобных фотоаппаратах. Смысл тут довольно прост, в видоискателе стоит ещё один мальнький ЖК экранчик, вот и всё. Плох он во первых тем, что разрешение у него как правило небольшое, есть небольшая задержка (покрутите пальцами перед объективом =)) и самый большой (по моему) минус - матрица в фотоаппарате всегда работает (ведь как то же должна поступать картинка на ЖК экранчик), значит как следствие имеем - быстро садящуюся батарею и тёплую матрицу, а тёплая матрица чревата появлением шумов. И как мы выяснили ранее DSLR лишена этих недостатков, т.к. матрица в ней активируется во время съёмки.

ISO и прочие цифирки


Думаю для начала хватит различий, а сейчас поговорим об основных параметрах фотосъемки, а именно: диафрагма, светочувствительность и скорость затвора (Выдержка). И начнём пожалуй от простого, к сложному т.е. с конца.
Выдержка - обычными русскими словами это время, которое затвор будет открыт и за которое сформируется кадр. Т.е. чем быстрее движется объект съёмки тем меньше должна быть выдержка, но и не стоит забывать - чем меньше выдержка, тем меньше света попадёт на матрицу и тем темнее будет фотография. Значит что бы сфотографировать скажем...книгу, нам вполне хватит выдержки 1/20, можно и больше поставить если не жалко, а что бы сфотографировать летящего голубя, тут уже надо побыстрее (ведь голубь то, быстро машет крылышками =)), скажем 1/1000. А вот если вам захочется сделать кадр типа - "след от фар автомобиля", тот тут надо выдержку поболее ставить, к примеру равной 3 секунды. А вот с водой так вообще можно всяко-разно экспериментировать (см. картинку левее).
Светочувствительность (или ISO) определяет, насколько чувствительна камера к свету. Т.е. чем выше ISO вы поставите, тем светлее будет фотография, большие числа ISO позволяют при плохом освещении получать светлые фотографии. Но не стоит забывать что чем больше ISO тем больше шумов на снимке, поэтому при съёмке желательно выставлять минимально возможное ISO (при данном освещении) компенсируя его диафрагмой и выдержкой.
Диафрагма это степень, в которой объектив может быть открыт или закрыт, чтобы пропустить больше или меньше света, соответственно. Диафрагмы указываются в терминах чисел f, которые количественно описывают относительную площадь светопропускания Учтите, что чем больше площадь светопропускания, тем меньше число f (цитата c сайта). Тут всё довольно просто, во первых чем сильнее объектив открыт тем больше света попадёт и как следствие тем светлее будет фотография. Но используют её не для этого, а для регулирования глубины резкости и чем меньше f тем меньше глубина. Маленькая глубина резкости может быть необходима нам для акцентирования фотографии на коком либо предмете, такое подход используется к портретной съемке - когда лицо модели чёткоё, а всё остальное расплывчатое.
Другой вопрос - стоит ли каждый раз настраивать все эти три параметра перед каждым снимком? Если вы маньяк, то можно =) А если нет, то оптимальным режимом будет "Приоритет диафрагмы". Здесь от вас будет требоваться только регулировать "степень открытости" объектива, а остальное за вас сделает автомат.

Raw или JPEG


Ещё одно отличие зеркальных фотоаппаратов это поддержка формата Raw (в переводе с англ.: сырьё), у этого формата есть как преимущества, так и недостатки. Главное преимущество заключается в том, что непосредственно после съёмки вы можете без особых проблем и потерь в качестве отредактировать свои фотографии, подкрутить цвета, увеличить яркость, баланс белого и т.д. С JPEG такие операции проходят более болезненно. А недостаток в том, что каждый раз вам придётся конвертировать фотографии в JPEG или другой распространенный формат, ведь для просмотра фотографии в Raw необходим специализированный софт, который идёт в комплекте с фотоаппаратом.
...